Программа «Каникулы»
Программа «Каникулы» ГУО «Средняя школа № 9 г. Могилева»
по организации занятости и досуга учащихся в период каникул «Лето – 2025»
Цель: создание развивающей воспитательной среды в рамках школы для обеспечения полноценного досуга в период летних каникул, охраны и укрепления здоровья учащихся
Задачи:
-организация работы педагогического коллектива школы в период летних каникул в соответствии с программой «Лето-2025»;
-активизация деятельности учащихся, организация их досуга, охраны и укрепления здоровья, профилактика безнадзорности и правонарушений учащихся в летний период.
1.Организация воспитательной работы в каникулярное время способствует:
- становлению и укреплению физического, психического и морального здоровья школьника;
- интеллектуальному, духовно-творческому и эстетическому развитию детей и подростков; развитию экологического сознания;
- формированию здорового образа жизни, воспитанию законопослушания, умения и навыкам содержательного проведения своего свободного времени – досуга;
- воспитанию социально активной личности и гражданскому ее становлению.
2.Основные направления идеологической и воспитательной работы с учащимися, нуждающимися в оздоровлении:
-гражданское и патриотическое воспитание;
-трудовое воспитание;
-формирование базовых ценностей культуры личности;
-формирование культуры ЗОЖ;
-экологическое воспитание;
-нравственно-правовая деятельность, организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, с которыми проводится ИПР, на ВК;
-активное вовлечение воспитанников в деятельность с целью приобретения социального и жизненно важного опыта;
-воспитание культуры семейных отношений.
Воспитание как любая педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методических принципах.
Приоритетными принципами воспитания каникулярное время являются:
- принцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности школьников; использование научных достижений при организации воспитательной работы;
- принцип природосообразности – организация воспитательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и природных задатков индивида;
- принцип культуросообразности – проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обуславливают формирование личности, социализацию детей и подростков, основываясь на ценностях мировой и национальной культуры;
- принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете экономических, социальных, экологических, природно-климатических условий жизнедеятельности учащихся школы; в учете криминогенной обстановки в микрорайоне школы.
Воспитательная работа и режим ее организации в каникулярное время строятся в зависимости от желания детей и их родителей;
- принцип вариативности, соответствие содержания ВР с изменяющимися детскими (молодежными) потребностями, интересами, возможностями;
- принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности;
- принцип открытости воспитательной системы школы – тесное взаимодействие школы в организации воспитательного процесса с областными, городскими, районными внешкольными учреждениями, занимающимися учебно-воспитательной, досуговой деятельностью школьников;
- принцип ненасилия толерантности – предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психического и физического насилия.
3.Оптимальные приемы, методы и формы:
квест-гры, участие в диалоговых площадках, викторины, конкурсы, экскурсии, концерты, экспедиции, вечера, дебаты, дискуссии, фестивали, диспуты, КВН, праздники, походы, психологические тренинги, игры, спортландия, соревнования, устные журналы, заочные путешествия, акции милосердия, участие в общественно полезной деятельности, т.е. все виды активной деятельности, побуждающие к самостоятельному творчеству.
4.Позиция ребенка при организации каникулярного времени:
- добровольность;
- самодеятельность;
- заинтересованность;
- творчество;
- самореализация.
5.Технология воспитательного процесса при организационно-содержательном наполнении каникул.
Педагогическая деятельность может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. При организации воспитательного процесса в каникулярное время наряду с традиционной воспитательной технологий: убеждение, внушение, подражание, побуждение, широко используется и гуманистическая технология, где ключевыми звеньями выступают следующие составляющие:
- Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Это – усвоение правовых знаний, формирование социально-позитивных потребностей.
- Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл этого заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в нем, верить в его силы и возможности.
- Воспитание без принуждения, психологического и физического насилия. В основе этого лежит «Этика ненасилия» - подлинная основа гуманизма. Этика ненасилия немыслима без таких качеств, как терпимость, милосердие, уважение и в значительной степени альтруизм как в наличии у ребенка и в большей степени у педагога.
- Психолого-педагогическая поддержка. Предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии личности.
- Воспитывающие ситуации. Включают в себя творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение.
- Игра, игровая деятельность. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые в ближайшей перспективе становятся его нормой.
6.Этапы реализации программы
I этап – подготовительный (май 2025 г.).
1. Изучение научно - методической литературы.
2. Разработка программы.
3. Создание методического обеспечения для успешной реализации программы.
4. Создание группы кадров для реализации программы.
II этап – проектно – диагностический (май 2025 г.).
1. Создание компьютерной базы данных по учащимся, участвующим в программе.
2. Создание плана реализации программы.
3. Работа с педагогическим коллективом. Знакомство с программой. Выстраивание системы работы по реализации поставленных целей и задач.
4. Анализ воспитательного потенциала учащихся, диагностика.
III этап – практический (июнь- август 2025 г.).
1. Обеспечение условий для реализации программы.
2. Реализация модулей программы.
3. Использование инновационных форм и методов в реализации программы.
4. Создание организационно - управленческих органов.
5. Организация педагогической поддержки.
6. Организация консультаций, методического кабинета, коррекционно-игровой комнаты, комнаты релаксации для качественной реализации программы.
7. Организация тематических информационно-консультативных совещаний для учителей.
IV этап – обобщающий (сентябрь 2025 г.).
1. Обработка и интерпретация данных.
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
3. Обобщение опыта работы по реализации программы.
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта при реализации программы.
5. Выступление на совещании при директоре об итогах реализации программ
7.Действие программы направлено на учащихся 1-11 классов, педагогический коллектив, родительскую общественность.
8.В летний период 2025 года будет организована работа школы:
июнь: оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Бригантина» (51 человек), производственные бригады, профильный отряд «Лингвистенок», разновозрастный профильный отряд «Веселые ребята», работа спортивной и игровой площадок, компьютерного класса, видеосалона, библиотеки, педагог-психолог, педагог социальный, организована вторичная занятость по благоустройству территории школы, ремонту, книг и мебели (23 человека 7100 руб.) ЛТО на базе ГУО «Средняя школа №9 г.Могилёва» (8 человек), работа временной пионерской дружины.
июль: оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Бригантина» (13 человек) на базе ГУО СШ №9, производственные бригады, разновозрастный профильный отряд «Веселые ребята», работа спортивной и игровой площадок, компьютерного класса, видеосалона, библиотеки, педагог-психолог);
август: производственные бригады, разновозрастный профильный отряд «Веселые ребята», работа спортивной и игровой площадок, компьютерного класса, видеосалона, педагог социальный, комната психологической разгрузки, студенческий отряд.
9.Ожидаемые результаты
Для педагогов:
- повышение уровня педагогического мастерства;
- отработка моделей взаимодействия педагогических работников с детским коллективом в рамках программы.
Для учащихся:
- укрепление состояния здоровья, приобщение к культуре здорового образа жизни;
- комфортность личности;
- формирование навыков безопасной жизнедеятельности;
- формирование основы правильного поведения, культуры, нравственных качеств личности;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся от разнообразных видов творческой деятельности и работы школы в целом;
- самокоррекция поведения подростков;
- развитие индивидуальных творческих способностей.
Для родителей:
- чувство уверенности в ребенке;
- укрепление здоровья детей, формирование их гражданской, нравственной, эстетической и экологической культуры, самореализация детей.
10.Заключение
При организации свободного от учебы времени учащихся были использованы педагогический опыт и традиции воспитания, сложившиеся на протяжении многих лет как в государственном учреждении образования «Средняя школа № 9 г. Могилева», так и в школах города и страны.
Проблемы духовного, морального, физического и нравственного развития личности, и прежде всего развития ее самосознания, не укладываются в проведение воспитательных мероприятий в период каникул – это ежедневная, кропотливая, вдумчивая, целенаправленная работа всего педагогического коллектива, целью которой является воспитание в сложных современных условиях свободной, творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Из всех искусств самым сложным является искусство воспитания человека.
Организационная деятельность администрации учебного заведения
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Составить график работы учителей на каникулах. |
До 19.04 |
Администрация |
2 |
Составить график отпусков педагогических работников, обеспечивающих работу с детьми и подростками, на летний период. |
До 08.04. |
Администрация |
3 |
Спланировать и утвердить скользящий график отпусков для учителей физкультуры и работников СППС с целью организации физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с учащимися в летний период |
До 08.04 |
Администрация |
4 |
Подготовить приказ по школе «Об организации отдыха и занятости учащихся в период каникул» |
До 24.05 |
Администрация |
5 |
Разработать школьную программу «ЛЕТО» на основе районной программы «Каникулы» |
До 17.05. |
Администрация |
6 |
Составить план работы школы в летний перио |
До 24.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
7 |
Создать координационный совет по организации работы с детьми в летний период, в 6-й школьный день недели. |
До 20.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
8 |
Составить график режима работы школы в летний период |
До 21.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
9 |
Провести ИМС классных руководителей, педагогов, социально-психологической службы по организации летнего отдыха |
20.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
10 |
Провести ИМС с работниками оздоровительного лагеря дневного пребывания по организации и содержанию работы лагеря |
27.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
11 |
Провести ИМС с классными руководителями по организации и занятости детей, по профилактике ДТП и пожарной безопасности |
До 17.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
12
|
Провести ИМС с работниками социально-психологической службы, библиотекарем, учителями физической культуры и здоровья, заместителем директора оздоровительного лагеря дневного пребывания, руководителями кружковой работы и клубов по интересам по планированию воспитательной работы |
24.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
13 |
Организовать работу социально-психологической службы в летний период |
До 17.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
14 |
При организации летнего отдыха и занятости учащихся предусмотреть следующие объединения детей и подростков -производственные бригады; -лагерь с дневным пребыва- нием детей «Бригантина»; -профильные разновозрастные отряды; |
Май |
Администрация |
15 |
Провести работу по созданию условий для работы с детьми в период каникул - выделить и оборудовать необходимые помещения с соблюдением санитарно - гигиенических норм; - обеспечить охрану труда и противопожарную безопасность |
Постоянно |
Администрация |
16 |
Обеспечить постоянную работу спортивного зала, школьного стадиона - выделить необходимый инвентарь |
Постоянно |
Администрация |
17 |
Подобрать методическую литературу и составить библиотеку «В помощь организаторам летнего отдыха» |
До 16.05 |
Библиотекарь Сафонова Н.А. |
18 |
Провести организационную работу по подготовке и сдаче учащимися 9-11 классов государственных экзаменов |
Май |
Заместитель директора по учебной работе Лопатченко А.А. |
19 |
Провести ИМС с учителями-предметниками и классными руководителями 9,11 классов по организации выпускных экзаменов |
До 12.05 |
Заместитель директора по учебной работе Лопатченко А.А. |
20
|
Подготовить необходимую документацию по обеспечению работы школы в новом учебном году |
Май-август |
Администрация |
21
|
Провести текущий ремонт здания школы, кабинетов, школьного оборудования и мебели |
Май-август |
Администрация |
22
|
Организовать прием заявлений в первый класс и провести родительские собрания |
С 14 июня - август |
Заместитель директора по учебной работе |
23 |
Разработать и утвердить план мероприятий по празднованию Дня города и Дня Независимости Республики Беларусь |
До 24.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
24 |
Составить таблицу охвата всех детей различными видами деятельности |
До 18.05 |
Кравченко К.В. Шпилевская П.А. |
25 |
Оформить стенд «Лето-2025 », обновить стенд «Береги себя» |
До 24.05 |
Метельская Н.В. |
26 |
Организовать проведение государственных экзаменов и консультаций за курс базовой школы |
Июнь |
Заместитель директора по учебной работе Лопатченко А.А. |
27 |
Организовать проведение государственных экзаменов и консультаций за курс средней школы |
Июнь |
Заместитель директора по учебной работе Лопатченко А.А. |
28 |
Провести торжественное вручение свидетельств об общем базовом образовании |
Июнь |
Заместитель директора по учебной работе Лопатченко А.А. |
29 |
Провести «Выпускной вечер» |
13 июня |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
II. Организационная деятельность педагогического коллектива
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Составить план спортивной и физкультурно-оздоровительной работы на каникулах |
До 18.05 |
Учителя физической культуры и здоровья |
2 |
Составить план работы социально-психологической службы в период каникул |
До 18.05 |
Специалисты |
3 |
Составить план работы библиотеки в период каникул |
До 18.05 |
Библиотекарь |
4 |
Организовать работу игровой площадки в летний период |
До 18.05. |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
5
|
Организовать индивидуальную работу с учащимися, отстающими в учебе и требующими поддержки |
Июнь- август |
Заместитель директора по учебной работе Учителя предметники |
6
|
Организовывать сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, музеями города, театрами, кинотеатрами, библиотеками |
Июнь- август
|
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
7
|
Организовать работу компьютерного класса и видеосалона, комнаты психологической разгрузки |
Июнь- август
|
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
II Организационно-массовая работа с учащимися
1 |
Организовать работу профильного отряда |
Июнь |
Зам. директора по ВР Силина Т.Г. |
2
|
Организовать туристические походы |
Июнь-август |
Учителя физической культуры и здоровья Руководитель по ВПВ |
3
|
Провести мероприятия по празднованию Дня города и Дня Независимости Республики Беларусь, мероприятия в рамках года Народного единства |
Июнь-июль |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г.,
|
4 |
Организовать производственные бригады |
Июнь-август |
Учителя трудового обучения, биологии, классные руководители |
5 |
Провести торжественную линейку «Последний звонок» для выпускников |
24.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г., Педагог-организатор |
6 |
Провести праздник «Прощай, начальная школа» |
29.05 |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. Руководитель МО классных руководителей начальных классов Классные руководители, Педагог -организатор |
7
|
Организовать работу сводного профильного отряда для учащихся, находящихся в городе во время каникул (по отдельному плану) |
Июнь-август |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
8
|
Составить таблицы охвата всех школьников различными видами активного отдыха |
Май |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
IV. Работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Составить таблицы занятости в период каникул учащихся, с которыми проводится ИПР , на ВК, находящихся в СОП, детей из опекунских семей, детей инвалидов, дети ОПФР |
До 17.05 |
Специалисты
|
2 |
Составить график посещения учащихся, находящихся в социально опасном положении |
До 17.05 |
Специалисты |
3 |
Закрепить за учащимися, которые находятся в социально опасном положении, ответственных педагогов (на летний период) |
Июнь-август |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
4 |
Оказать помощь учащимся из малообеспеченных, опекунских и приёмных семей в организации летнего отдыха |
Июнь-август |
Специалисты СППС
|
5
|
Провести операцию «Дорога» по профилактике ДДТТ
|
Май, июнь
|
Классные руководители 1-11кл., учителя физической культуры и здоровья |
6 |
Организовать работу разновозрастного профильного отряда из учащихся, находящихся в социально опасном положении и с которыми проводится ИПР, на ВК |
Июнь-август |
Специалисты
|
7 |
Оказывать социально -психологическую помощь следующим категориями уч-ся: - учащимся из семей, находящихся в социально опасном положении; - учащимся, с которыми проводится ИПР - учащимся, состоящим на ВК; - учащимся из опекунских семей. |
Постоянно |
Специалисты |
8 |
Задействовать учащихся, состоящих на различных видах учета, склонных к правонарушениям, в участии во всех видах отдыха и досуга, предусмотренных школьной программой «Лето-2025» |
Июнь-август |
Специалисты
|
9 |
Проводить индивидуальные консультации социального педагога и педагога - психолога для родителей по воспитанию детей в семье, подготовке к школе |
Июнь-август |
Специалисты
|
10 |
Провести беседы со всеми родителями об ответственности за поведение их детей летом, обучение и проверку знаний по правилам безопасного и ответственного поведения летом |
До 24.05. |
Классные руководители 1-11 классов
|
11 |
Проанализировать успеваемость учащихся, с которыми проводится ИПР и на ВК, оказать помощь в ликвидации пробелов в знаниях. С этой целью составить: - графики индивидуальных работ - графики индивидуальных консультаций |
До 17.05. |
Специалисты, классные руководители заместитель директора по УР Лопатченко А.А. |
12 |
Совместно с ИДН разработать план работы по профилактике правонарушений и преступлений учащихся в летний период |
До 18 .05. |
Специалисты СППС
|
13 |
Осуществлять закрепление ответственных педагогов в летний период за учащимися, находящимися в социально опасном положении, с которыми проводится ИПР, ВК |
Май |
Заместитель директора по воспитательной работе Силина Т. Г. |
V. Медико-санитарная деятельность
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Обеспечить работу медицинского кабинета |
Июнь-август |
Администрация |
2 |
Вести санитарно-просветительскую работу по профилактике заболеваний среди учащихся |
Постоянно |
Медработник
|
3 |
Обеспечить выполнение санитарно-гигиенических норм |
постоянно |
Администрация |