+375-222-74-06-56 (приемная)
г. Могилёв, ул. Дарвина, 6а

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел по образованию администрации Ленинского района г.Могилева

Государственное учреждение образования

"Средняя школа № 9 г. Могилева"

Советы психолога

Кто такой психолог?

Представь себе, что ты идешь по дороге и чувствуешь, что в ботинок попал камушек. Что ты сделаешь? Конечно, ты остановишься, достанешь камушек, бросишь его на дорогу и спокойно пойдешь дальше. Если же ты продолжишь путь, не обращая внимания на камушек, то он будет мешать тебе все сильнее и сильнее. Так же тебе будет мешать проблема, находясь внутри тебя, пока ты не расскажешь о ней. Психолог – это тот человек, который поможет тебе решить проблему и спокойно идти дальше.   Если человек переживает очень сильные эмоции или не знает, как себя вести и реагировать, если он испытывает чувства, с которыми не может справиться, тогда он идёт к психологу.

Зачем нужно обращаться к психологу?

  • психолог – это человек, который специально учился понимать, что люди чувствуют, думают и может помочь почувствовать себя лучше, решить проблемы.
  • психолог поможет тебе взглянуть на ситуацию со стороны, покажет возможные варианты решения проблемы.
  • психолог – это тот, кто выслушает тебя спокойно, будет нейтральным – не будет тебя осуждать, ругать, оценивать твой поступок и примет тебя таким, какой ты есть.
  • в кабинете психолога ты можешь высказать то, что никому не можешь рассказать и быть уверенным, что тебя поймут, и тебе будет обеспечена полная конфиденциальность (неразглашение) полученной информации.
  • пойти к психологу – это не значит, что ты «псих». Наоборот, человек, который может серьезно отнестись к себе, своим проблемам и обратиться за помощью гораздо здоровее и счастливее тех, кто прячет свои страхи, переживания, проблемы.

Что происходит в кабинете психолога?

Психолог разговаривает с человеком, слушает его и помогает ему самостоятельно понять, в чём причина его сложностей. В процессе работы с проблемой мы можем выполнять тесты, рисовать, лепить, играть и т.п. Ты можешь сам задавать вопросы, если захочешь. Тебе не нужно говорить или рассказывать о чём-то, о чём ты не захочешь. Ты можешь сам решить, говорить ли о посещении психолога другим людям – своим друзьям или одноклассникам.

С какими проблемами можно обращаться к психологу?

  • трудности в учебе, переживания из-за плохих оценок
  • любые страхи (темноты, наказания, одиночества, учителей, экзаменов и др.)
  • если тебя в школе обзывают, дразнят, игнорируют
  • конфликты с учителями
  • сложности в отношениях с друзьями, родителями, одноклассниками и др.

Обратиться с проблемой или вопросом к  педагогу-психологу ты можешь  в кабинет 315.

Не забывай:
То, что ты не видишь выхода из ситуации, не означает, что его нет! 
Выход есть всегда!


Воспитание ответственности

ЗАКОНЫ   РОДИТЕЛЬСКОЙ   ИСТИНЫ.

Закон 1.    Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2.   Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3.    Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4.   Не налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5.   Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6.    Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7.    Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами.

                   УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ!

Это лучше, если над ним будут смеяться другие.

Закон 8.    Не читайте своему ребёнку бесконечные  нотации, он их просто не слышит!

Закон 9.    Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «ДА» и  «НЕТ».

Закон10.  Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

Закон 11.Помните,  что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину, своего рода правила о правилах.

Правило первое

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Если они отсутствуют, ребенок чувствует себя забытым, никому не нужным.

Правило второе

Правил не должно быть много, и они должны быть гибкими. Важно, чтобы ребенок понимал, чем вызвано то или иное ограничение. Он вполне может принять ваше спокойное, но твердое объяснения. Подчеркните при этом, что именно остается  ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспримут родительские ограничения.

Правило третье

Говорит о том, что родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении, общении, или его исследовательские интересы только потому, что мы не любим шум или боимся, чтобы он не сунул «нос» куда не следует. Лучше создать безопасные условия что бы ребенок мог осуществить свои потребности и интересы.

Правило четвертое

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Согласованность систематически поддерживается. Бывают в семье такие ситуации, когда мама говорит или разрешает одно, папа- другое, а бабушка предлагает свой вариант. Представьте себя на месте ребенка и попробуйте разобраться в этой ситуации, чьи правила нужно соблюдать. Взрослым нужно договориться, чего требовать от ребенка.

Правила пятое

Тон, которым сообщается требование или запрет должен быть дружественно- разъяснительным, чем повелительным. Запрет, данный в сердитой или властной  манере воспринимается  тяжелее. На вопрос «Почему нельзя?»- не стоит отвечать:

«Потому что я так велю!», «Нельзя и все!» Нужно коротко объяснить: «Уже поздно»,

«Это опасно», «Можно разбиться». Объяснения должно быть коротким и объяснятся один раз. Лучше давать его в безличной форме: «Конфеты едят после обеда» вместо

«Положи конфету сейчас же на место!» или «Спичками не играют- это опасно» вместо  «Не смей трогать спички!»

Правило шестое

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. Что бы применить это правило, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае поступка.


10 заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности. 
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. 
5. Не унижай! 
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение. 
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.


Как помочь трудному ребенку

В число «трудных» детей обычно попадают дети не «худшие», а особенные чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Психологи выделяют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:

  • Борьба за внимание

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить – непослушание. Взрослые так и сыплют замечаниями))). Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

  • Борьба за самоутверждение 

Против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» 2-х летнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Родитель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения – отстоять свои дела, и вообще, показать, что он личность.

  • Желание отомстить

Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть разные: учительница

более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод

родителей, ребенка отлучили от семьи и т.д. И снова в глубине души ребенок

переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание,

неуспеваемость.

  • Потеря веры в собственный успех

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома.

Подобные «семейные неблагополучия», происходят из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться – все равно ничего не получится».

Согласитесь, что стремление «трудных» детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувства справедливости, желании успеха.

Выявить причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным – нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка.

  • Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникнет раздражение.
  • Если подоплека – противостояние воле родителей, то у последнего возникает гнев.
  • Если открытая причина месть, то ответное чувство у нас – обида.
  • Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяние.

Что же делать дальше?

Первый и общий ответ такой – постараться не реагировать привычным образом, т. е. так, как уже ждет от вас ребенок.

Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и тому подобное. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания.

Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Поняв причину, надо конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация – у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение – перестать требовать «полагающегося поведения».  Стоит «сбросить на нуль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такай, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач, это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед.

При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

И последнее, что важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.


 «Психологические возрастные особенности подростков:
проблемы и пути решения»

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст – период кризиса в развитии личности ребенка.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Восьмиклассники находятся на третьем этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:

1. Есть свое мнение, не всегда верное

2. Считает именно свое мнение истинно верным

3. Не считается с мнением родителей

4. Поступает так, как хочет

5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

  • аргументировать запреты;
  • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое);
  • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим);
  • не считать свою позицию на 100% правильной;
  • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе);
  • не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился;
  • в спорах пытаться договориться

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».

В 13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Этот интерес значительно возрастает в юношеском возрасте. Первоначально суждения подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Всё же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя.

В оценке других подростки часто допускают некоторую поспешность и категоричность. Так, они часто оценивают людей по их отдельным поступкам или качествам, распространяя эту оценку на личность в целом. В результате во многих случаях выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждения подростков не всегда бывают объективными. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признавать свои ошибки.

В 13-14 лет то, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в настроении. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. 

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что, что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Поскольку самооценка подростков противоречива, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще.

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Однако это наблюдается не у всех подростков. Особенности многих восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. То есть, учеба в это время отходит на второй план.

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав.

Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей и воспитателей при общении с подростками.

Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в подростковом возрасте?

  1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.
  2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
  3. За утверждение среди сверстников.
  4. Против замечаний, обсуждений, особенно, ироничных, по поводу его физической взрослости.

Подростковый возраст – в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.

5. Пути решения проблемы. Как общаться с подростками в этот период?

Подростки особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации.

Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. Для любого подростка очень важна роль семьи. Но в любой семье возникают проблемы психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.

Сегодня мы попытаемся разобрать пути решения данной проблемы:

  • Формирование круга интересов подростка на основе особенностей их характера и способностей
  • Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
  • Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия музыкой, спортом, положительно формирующим личность.
  • Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
  • Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
  • Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью по его возрасту и возможностям
  • Честно указывать подростку на его удачи и не удачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
  • Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у них эффект неадекватности.

 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯ ПОДРОСТКА

  1. Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  2. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  3. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  5. Научите преодолевать трудности.
  6. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!! (обязательно отмечая продвижение вперед).
  7. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».
  8. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности).
  9. Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  10. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  11. Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  12. Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию.
  13. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
  14. Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
  15. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  16. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
  17. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  18. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  19. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
  20. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
  21. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  22. Помните: недоверие оскорбляет!!!
  23. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
  24. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).

Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.


Рекомендации учащимся на каждый день

1. Терпенье – вот, мой друг, оружие героя, коль выбито из рук оружие другое.
2. Лишь слепые могут полагать, будто зрячим все легко дается.
3. Если у корабля нет цели, то и нет попутного ветра. Также и для человека.
4. Не показывайте мне дорогу, а научите, как найти её самому.
5. Кто хочет – ищет способы, кто не хочет – ищет причины.
6. Не согласен – возражай. Возражаешь – предлагай. Предлагаешь – делай!
7. Познавая самого себя, ты познаёшь мир.
8. Нас мягкость, случается, там выручает, где грубая сила бессильна бывает.
9. Первоисточник всех богатств мира – мысль!
10. Грубость – это остроумие дураков.
11. Научись слушать, тогда и говорить научишься.
12. Хочешь быть счастливым – будь им!
13. Выбирая себе друзей, выбираешь жизнь.
14. Ленивый ум ржавеет от неупотребления.
15. Обманывая других, обманываешь себя.
16. Мы столько можем, сколько знаем.
17. Если тебе плохо, ты имеешь право погоревать и рассказать об этом.
18. Ты можешь сказать другим что – нибудь приятное: скажи!
19. Поговори о своих неприятностях с тем, кто тебя выслушает.
20. Признавай свои слабости, и ты станешь сильнее!
21. Истина рождается в спорах, но когда страсти кипят, истина испаряется.


Психологический климат в семье

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное общение с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и внимание будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии.

Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.



Атмосфера в семье и развитие детей

Ни для кого не секрет, что атмосфера в семье влияет на характер, поведение и развитие детей. Для нормального развития детей, нужна атмосфера внимания, заботы и любви.

Благоприятная атмосфера в семье – это когда в равной мере удовлетворяются два таких типа потребностей, как контроль и привязанность.

Всем известны следующие факты:

1. Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он сам учится быть терпимым.
2. Если ребенка окружает атмосфера одобрения, он учится быть уверенным в себе, любить и уважать себя и окружающих.
3. Атмосфера похвалы способствует обучению ценить других.
4. Справедливость – порождает справедливость.
5. Если ребенок растет в постоянной критике, он учится осуждать.
6. Вражда – учит враждовать.
7. Атмосфера насмешек учит стесняться.
8. Малыш, растущий в атмосфере стыда, всегда чувствует себя виноватым.
9. Атмосфера спокойствия учит вере.
10. Обстановка дружбы и доброжелательности учит находить в мире добро и любовь.

         Атмосфера в доме влияет на формирование привычек и мыслей наших детей. Каждый из нас влияет на обстановку в доме, и сам служит примером для ребенка. Если в наших домах будет царить добро и любовь, семьи будут крепкими.

Какие факторы характеризуют благоприятную обстановку и нормальные отношения в семье?

1. Возможность установления разумной привязанности между ребенком и родителями, а также формирование основных коммуникативных навыков уже с раннего возраста.
2. Желание и возможность родителей разделять обязанности по уходу за детьми.
3. Совместная забота родителей о детях.
4. Адекватная оценка ожиданий от ребенка.
5. Понимание особенностей детского развития.
6. Возможность экспериментирования.
7. Обстановка, способствующая нормальному детскому сексуальному развитию.
8. Возможность уделять детям достаточное количество внимания.
9. Совершенствование методов воспитания.
10. Формирование навыков борьбы со стрессами в различных обстоятельствах.
11. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
12. Умение родителей правильно вести домашнее хозяйство.
13. Умение распоряжаться финансами семьи: разумное планирование.
14. Возможность получения необходимых для нормального существования социальных условий и медицинских услуг.

Эти критерии влияют на поддержание в семье нормальной здоровой атмосферы. А она, в свою очередь, как и взаимоотношения родителей, влияет на формирование характера ребенка, его темперамент,  его психическое здоровье, и играет важную роль в воспитании и развитии детей.

Маленькие дети нуждаются в постоянной заботе, но кроме этого, им нужна возможность усваивания навыков культурных норм и социального взаимодействия. Для детей немного старшего возраста необходимы постоянные контакты со сверстниками и членами семьи. Они должны активно изучать окружающую социальную среду и приобретать навыки взаимодействия с ней.

С возрастом, в процессе воспитания ребенка, родительский контроль должен ослабевать, тем самым уступая место самоконтролю. Только в семье, где царит спокойная доверительная обстановка, этот процесс проходит плавно и постепенно. Под влиянием самоконтроля и социального контроля формируется независимость человека.

Дети легко и быстро приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям внешней среды. И эта способность очень важна для здорового развития детей. Но для их успешной адаптации необходима благоприятная обстановка в семье.

15 шагов к уверенности в себе

1. Признайтесь себе в своих положительных и отрицательных качествах, чертах.

2. Решите, что для Вас ценно, во что Вы верите, какой Вы хотели бы видеть свою жизнь.

3. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать или не оказал помощи, хотя и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки и грехи, заблуждения. Похороните их и не возвращайтесь к ним. Освободите лучшее место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.

4. Чувства вины и стыда не помогут Вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

5. Ищите причины своего поведения в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, а не в  недостатках собственной личности.

6. Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность —  это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Относитесь к людям великодушно и терпимо.

7. Никогда не говорите о себе плохо; избегайте приписывать себе отрицательные черты — глупый, уродливый, неспособный, невезучий, неисправимый.

8. Ваши действия могут подлежать любой оценке; если критика конструктивна — прислушайтесь к ней. Но не позволяйте другим критиковать себя как личность.

9. Помните, что иное поражение — это удача.
Всё, что ни делается — к лучшему.

10. Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность.
Если Вы не можете избежать общения с такими людьми, принимайте их такими, каковы они есть. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на уныние.

11. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что Вам по душе, наедине с самим собой. Так Вы сможете лучше себя понять.

12. Практикуйтесь в общении. Наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди. У них тоже есть страхи, неуверенность. Постарайтесь помочь им.

13. Перестаньте чрезмерно охранять своё  Я — оно гораздо крепче и пластичнее, чем Вам кажется. Оно гнётся, но не ломается. Лучше испытать кратковременный эмоциональный удар, чем пребывать в бездействии и изоляции.

14. Поставьте перед собой цели (отдалённые и промежуточные на пути к ним).
Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь Вас никто не услышит.

15. Вы не травинка, которая с трепетом ждет, что на неё наступят. Вы — вершина эволюционной пирамиды, Вы —  воплощение надежд Ваших родителей (и наставников), Вы —  образ и подобие Господа. Вы — неповторимая личность, активный творец своей жизни, Вы повелеваете событиями.
Если Вы уверены в себе, то препятствие становится для Вас вызовом, а вызов побуждает к свершениям.


 Ребенок и компьютер, будьте осторожны

Рекомендации родителям «Ребенок и компьютер»

Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми рекомендациями по профилактике игровой компьютерной зависимости:

P Старайтесь организовать время ребенка так, чтобы он не играл за компьютером ежедневно;

P Договоритесь с ребенком о продолжительности игры на компьютере. Контролируйте время сами или воспользуйтесь специальными программами;

P Не допускайте, чтобы игры, в которые играет ребенок не содержали жестокость и агрессию;

P Вовлекайте ребенка в совместную деятельность.  Играйте вместе в подвижные игры. Ребенок всегда должен быть чем – то занят;

P Будь внимательны к ребенку, больше разговаривайте, гуляйте, общайтесь. Необходимо создать обстановку доверительного общения;

P Приучайте ребенка к стабильному режиму дня и следите за его исполнением;

P Выявляйте способности ребенка, к чему проявляет интерес и формируйте круг увлечений (музыка, рисование, спорт и т.д.). Ребенок заинтересуется каким – то видом деятельности и все компьютерные игры отойдут на второй план.

Компьютер может стать ребенку и помощником в учебе!

Сейчас очень много различных обучающих и развивающих программ, которые могут быть интересны и полезны детям. Они будут способствовать успешному усвоению школьной программы.

Обязательно проконсультируйтесь с педагогами о том, какие обучающие программы могут быть вами использованы для занятий с ребенком дома.


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ:

Шаги к  успеху на олимпиаде

Как  готовиться  к  олимпиаде ?! 

1. Отведите побольше времени для подготовки

Если оставить подготовку к олимпиаде на последнюю минуту, это значительно уменьшит ваши успехи.

2.Отдых

Подготовка к олимпиаде – это напряженный труд, который сильно утомляет. Для успешной работы важно иметь отдых. Отведите в своем расписании подготовки к олимпиаде время на него.

3. Найдите тихий уголок

Создайте условия, в которых вы сможете готовиться к олимпиаде наиболее эффективно. Многие думают, что шумная обстановка не мешает. Это ошибка! Все, что отвлекает, - снижает собранность.

4. Делайте краткие заметки

Подготовка к олимпиаде обычно более эффективна, если вы активно работаете, а не просто читаете материал. Читая конспекты или учебники, делайте краткие примечания, выделяя основные мысли. Глубокое осмысление основных идей гораздо важней простого запоминания фактов.

5. Чтобы чувствовать себя уверенно на олимпиаде:

- отправляйтесь на олимпиаду хорошо отдохнув и после хорошего завтрака;

-выйдите пораньше, чтобы не торопясь прийти вовремя;

-подумайте о письменных принадлежностях для возможных записей;

-во время олимпиады постарайтесь не нервничать.

6. Как вести себя во время олимпиады

-Будьте  внимательны!
- Соблюдайте правила поведения на олимпиаде!

- Сосредоточьтесь!
- Постарайтесь сосредоточиться и забыть про окружающих. Для вас должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время!

- Не бойтесь!
- Временные рамки не должны влиять на качество ваших ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайте вопрос дважды и убедитесь, что вы правильно поняли, что от вас требуется.
- Начните отвечать на  вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, и вы войдёте в рабочий ритм.

7.Как хорошо справиться с олимпиадными заданиями:

-Если чувствуешь сильное волнение перед тем, как зайти в кабинет, можно глубоко вздохнуть несколько раз, пройтись быстрым шагом.

-Непосредственно перед кабинетом не старайся что-нибудь повторить, может возникнуть ощущение «каши» или что ничего не знаешь. Лучше потрать это время на психологическую настройку.

-Перед дверью успокойся, скажи себе: «Я спокоен. Ничего особенного не происходит. Я могу очень многое».

-Смело и уверенно входи в класс, с мыслью, что все получится. Улыбнись и поздоровайся.

-Сядь удобно, выпрями спину. Сделай несколько вдохов. Подумай о том, что ты умный, сообразительный и т.д.

-Слушай внимательно все инструкции.

-Сосредоточься! Забудь про окружающих. Для тебя существует только текс заданий и время.

-Торопись не спеша. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов.

-Перечитывай вопрос дважды, убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

-Начни с легкого! Отвечай на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься.

-Пропускай трудные или непонятные задания. потом, когда ты войдешь в рабочий ритм, ты к ним вернешься.

-Читай задание до конца. Спешка не приводит к хорошим результатам.

-Думай только о текущем задании. Когда ты видишь новое задание, забудь, что было в предыдущем.

-Забудь о том, что ты чего-то не знаешь. Каждое новое задание – это шанс набрать новые баллы.

-Исключай! Многие задания можно быстрее сделать, если исключать все те варианты, которые не подходят.

-Запланируй два круга. Рассчитай свое время так, чтобы можно было вернуться к сложным заданиям.

-Проверь! Оставь время для проверки своей работы.-

-Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни: количество заданий, с которыми ты успешно справился, может оказаться достаточным для хорошего результата.


Подготовка к олимпиаде

Во время проведения олимпиад, всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию.

Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Это поможет учащимся разумно распределить силы для подготовки ответов на олимпиаде.

  • Заранее поставьте перед собой цель, которая ТЕБЕ по силам.
  • Будь уверен: каждый, кто учится, знает и умеет применять свои знания, аргументируя письменно или словесно, тому по силам участвовать в олимпиадах и получать достойные оценки.
  • Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач. (Убеди себя сам - : «Я постараюсь сделать все, что в моих силах»)


Памятка участнику олимпиады

  • Прочитай все задачи и наметь, в каком порядке ты будешь их выполнять.
  • Если задание не решается – попробуй упростить его условие.
  • Не зацикливайся на одном задании: иногда отрывайся от него и оценивай положение. Если есть хоть небольшие успехи, то можно продолжить, а если мысль ходит по кругу, то задание  лучше оставить (хоть на время).
  • Почувствовав усталость – сразу отдыхай (посмотри в окно, закрой глаза, отвлекись).
  • В ситуации напряжения и сильного волнения ВАЖНО выполнить дыхательную гимнастику, способствующую  успокоению  и мобилизации. Найди свое дыхание.
  • Решив задание, сразу оформи его решение. Это поможет проверить рассуждения и освободить мысли для других заданий.
  • Перед сдачей работы, проверьте еще раз написанное – поймут ли твое решение,  члены жюри?

УСПЕХОВ,  Я ЗНАЮ, У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТЬСЯ - ТЫ ЛУЧШИЙ !!!


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ:

«На пороге экзамена»

Все книги прочитаны, решено множество пробных тестов и вот настала пора сдавать экзамены. О чем же стоит помнить в этот период.

  1. Питание. За время подготовки к экзаменам мозг сильно истощается от сильной умственной нагрузки. Поэтому необходимо его постоянно подпитывать. Первостепенными витаминами, необходимыми мозгу для улучшения запоминающих функций, являются следующие витамины: Витамин С, Фолиевая кислота, витамины В1, В2, В12. Эти витамины можно получить из грецких орехов, гороха, пшеничных отрубей, круп, макарон из твердых сортов пшеницы, яичного желтка и постного мяса. Продуктами стимулирующими мозг являются: рыба, творог, орехи, курага, клюква, лимон, творог, сыр, горький шоколад. В день экзамена обязательно нужно подкрепиться
  2. Прогулки на свежем воздухе и отдых. Многие выпускники грешат тем, что в период подготовки к экзаменам, боясь, не успеть подготовиться вовсе не выходят на улицу. А устраивая минутку отдыха, проводят время у телевизора или в соц. сетях. Что является крайне неправильным.  Дело в том, что при просмотре телевизора или общении в соц. сетях мозг ещё больше истощается, так как получает большой поток информации. Во время подготовки к экзаменам крайне важно гулять на улице не менее 30 минут. А через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
  3. Полноценный сон. Не надо себя переутомлять. Накануне перед экзаменом, нужно совершить прогулку и вовремя лечь спать.
  4. Правильный настрой. Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, стремись мобилизовать себя на достижение максимально возможного результата.
  5. План подготовки. Необходимо составить план на каждый день подготовки, четко определить, что именно сегодня будет изучаться, не вообще «немного позанимаюсь», а конкретно какие именно разделы и темы нужно усвоить за определенное время.
  6. Эмоции в сторону. Не повышайте тревожность накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Отложите в сторону все посторонние эмоции и мысли (о ссоре с другом, подругой, с возлюбленным), помните, что эти ситуации можно разрешить и после экзамена.
  7. Поддержка родителей. Ребенку всегда передается волнение родителей. Самое главное, снизить напряжение и тревожность и обеспечить подходящие условия для подготовки к экзаменам. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе, наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением или ухудшением самочувствия.
  8. Часы. Если вы не носите часов, обязательно возьмите  часы на экзамен, чтобы иметь возможность контролировать ход своей работы.
  9. Снятие напряжения. Крайне необходимо правильно мобилизовать силы организма. В этом могут помочь такие техники как: релаксация, противострессовое дыхание, точечный массаж и т.д.
  10. Всё с собой. Всё, что необходимо взять с собой на экзамен, приготовьте с вечера, так как утром в спешке нередко что-то забывается.

Самое главное необходимо помнить: чтобы ни случилось все у вас получится! И не отчаиваться в случае, если ваши ожидания не оправдаются и помнить, что всё делается к лучшему.


Советы старшекласснику

 Школа и ты

  • Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы.
  • Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать.
  • Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени.
  • Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе “двойку”, даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя.
  • Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом.
  • Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей.
  • Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания. 

Как завести друзей
 (подружиться с понравившимся парнем, девушкой)?

1. Расслабьтесь. Все дело в уверенности – если вы нервничаете или слишком сильно стараетесь выглядеть крутыми, вы просто будете выглядеть глупо. Вам нужно вести себя так, как будто у вас уже много друзей, и поэтому даже «крутые» захотят поговорить с вами. Вам нужно думать о хороших причинах, по которым кто-нибудь хотел бы с вами встретиться, подумайте о ваших достоинствах. Итак, расслабьтесь, людям понравится, если вы будете излучать мирную энергетику.

2. Сделайте первый шаг.  Станьте более открытыми к общению. Оглянитесь, посмотрите, есть ли кто-то интересный, расслабьтесь и идите поговорить с этим человеком. Скажите «привет» и назовите свое имя, если он еще его не знает. Спросите, как у него дела и просто поболтайте с ним. Если вы немного узнаете о нем, например, что он любит квесты, вы можете поговорить об этом. Хорошие темы для разговора с кем угодно – музыка, спорт, кино. При первой встрече постарайтесь не слишком глубоко копаться в человеке. Избегайте разговоров о политике, религии, проблемах в отношениях, драмах и т.д.

3. Будьте любезными. Будьте вежливы и сдержаны в общении. Спокойно улыбайтесь и пытайтесь понять, что у вас и у человека, с которым вы хотите подружиться, есть общего.

4. Будьте хорошим слушателем. Слушайте внимательно, что он говорит, смотрите прямо в глаза и показывайте всем видом, что вы внимательно слушаете. Кивайте, соглашайтесь, показывайте, что вам интересно. Важно быть хорошим слушателем, потому что всем нравится, когда их слушают и, если человек чувствует, что вы его слушаете, ваш новый друг будет поучать еще больше удовольствия от общения с вами.

5. Будьте собой. Я знаю, вы слышали это уже много раз, но на самом деле никто не любит позеров – людям понравитесь вы настоящий, а не выдуманный образ, о котором никому ничего не известно. Просто будьте собой, говорите, что думаете. Будьте собой и вокруг вас будут люди, которым понравитесь вы такими, какими вы есть.

6. Развивайте дружеские отношения. Вы можете сейчас поговорить с кем-то, но если вы не будете продолжать общаться, они забудут вас. Лучше каждый день потратить врем на то, чтобы поздороваться с ними и спросить, как у них дела. Называйте их по имени как можно чаще, каждые 3-5 предложений вашей речи.

7. Включите этих друзей в вашу социальную жизнь. Пригласите новых друзей прогуляться с вами, сходите в торговый центр или просто проведите время в каком-нибудь крутом месте. Вам должно быть весело вместе, чтобы вы могли представить новых друзей старым и построить социальную группу, когда люди поладят между собой. 

Предупреждения

  • Помните, что не все друзья настоящие! Поэтому будьте бдительны и не доверяйте всем, кого встретите.
  • Потратьте какое-то время на то, чтобы понять, что они настоящие друзья, которые не разболтают все ваши секреты, вещи, которые могут смутить вас и привлечь к вам ненужное внимание.
  • Будьте дружелюбными, но в меру. Не все люди добрые, и некоторые могут воспользоваться вами. Не бойтесь принимать свои решения.
  • Не распускайте слухи. Это только разрушит дружбу.
  • Не стоит слишком стараться впечатлить группу людей только потому, что у них высокий статус – намного лучше встретить людей, которые остаются самим собой, несмотря на то, что у них есть.
  • Не нужно просто подходить к кому-то и вываливать на него все свои проблемы. Некоторые люди сочтут это странным. Просто расскажите им достаточно о себе, чтобы они могли считать вас другом.
  • Если с дружбой не складывается, не бойтесь завести новую дружбу. Со временем вы должны найти классных друзей. Если вы потерпели неудачу, просто попробуйте еще раз.
  • Что касается друзей, то тут важно качество, а не количество. Обычно достаточно завести одного-двух лучших друзей.

Заметки психолога для учащихся

  • Положительная сторона учёбы в школе – ты начинаешь видеть свои сильные и слабые стороны.
  • Тот, кто при написании контрольной, сдачи экзаменов, рассчитывает на случай, шпаргалки или просто зазубривает материал, никогда не научится думать.
  • Твоя успеваемость в большей мере зависит не от посторонних причин, а от самого себя, от твоего желания учиться, и добросовестного отношения к занятиям.
  • Не расстраивайся, когда тебе указывают на твои недостатки, отнесись к этому спокойно и постарайся извлечь для себя урок.
  • Не маловажно следить за своим внешним видом, однако не стоит это делать главным в жизни.
  • Не стоит расстраиваться, если ты не выглядишь как фотомодель или супермен, у тебя есть прекрасные качества и достоинства, которыми можно привлечь к себе внимание.
  • Думай хорошо, и тогда твои мысли созреют в добрые поступки.
  • Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.
  • Никто не знает придела своим возможностям. Не расстраивайся, если тебя по достоинству не оценили в настоящем. Преимущество мудрости в том, что ей принадлежит будущее.
  • Не "разбрасывай" время. Это самое ценное, что у тебя есть!
  • Общение с теми, у кого за плечами богатый жизненный опыт, предохранит тебя от однобокого взгляда на жизнь.
  • Не живи, как хочется, а живи, как надо. Люди должны жить по законам добра и гуманности.